Российская медицина за последние годы совершила качественный прорыв

Преобразования, которые в последние годы произошли в отечественной медицине, затронули практически все ее направления. В том числе и процесс подготовки медицинских кадров. Была внедрена практика первичной аккредитации молодых специалистов. Теперь каждый выпускник проходит независимую аккредитацию, которую проводят эксперты, представляющие работодателей и профессиональное сообщество.

Сергей Лукьянов определил суть новой системы так: «Аккредитационная система подобна ЕГЭ. Мы теперь можем сопоставлять качество образования в различных вузах и на основании объективных данных понимать, какого специалиста мы подготовили. Это приводит к тому, что наши выпускники уже сейчас получают право работать в системе здравоохранения».

Раньше, беря на работу выпускника медицинского вуза, медучреждение ориентировалось на его оценки. Теперь же есть возможность также увидеть отзывы специалистов, потенциальных работодателей и других экспертов, перед которыми молодой медик подтвердил свою профпригодность. Это также дает возможность профильным министерствам оценить, где готовят лучших специалистов, и каким вузам стоит пересмотреть свои методы работы, если их выпускники не могут подтвердить свой профессионализм на практике.

Для студентов-медиков невероятно важна реальная врачебная практика. С этой целью в последние годы были открыты симуляционные центры, где на дорогом сложном оборудовании будущие медики могут оттачивать умения, закреплять полученные в вузе знания.

«Серьезно изменились возможности для самостоятельной работы, дистанционного образования. И для меня это очень важно, потому что когда мы выпускаем ребят, на нас, прежде всего, лежит ответственность за то, кого мы выпускаем и как, – говорит Сергей Лукьянов. – На мой взгляд, работа по улучшению качества образования и контроля над этим качеством – она очень заметна. Я думаю, это всерьез и надолго. Эта система внедрена, будет развиваться, и альтернативы я не вижу».

Ректор РНИМУ отмечает, что эти процессы позитивно повлияли на рост престижа профессии. По сути, это главнейший критерий, по которому можно сделать вывод о состоянии системы здравоохранения. Сфера медобразования весьма чувствительна к этим изменениям и замечает их мгновенно по возросшему интересу со стороны абитуриентов. По словам Сергея Лукьянова, существенно возросла потребность в высококлассных специалистах: «У нас огромный конкурс и он растет каждый год. Мы, по-моему, уже и юристов, и экономистов обогнали. И это очень приятно, ведь такая важнейшая профессия должна быть востребована».

Буквально за последние несколько лет врач стал одной из самых популярных и востребованных профессий в России. Преображение образа врача из работающего в грязных больницах за нищенскую зарплату в специалиста, который с гордостью говорит о том, какой профессии принадлежит, произошло не на пустом месте.

«У нас в связи с указами президента и их выполнением очень сильно выросли зарплаты. И в медицине, и в моей области – у профессорско-преподавательского состава – просто произошло кратное, в разы, увеличение зарплаты, –  рассказал Сергей Лукьянов. –  И сейчас говорить о том, что это непопулярная, неблагодарная профессия, никто не может. У нас очень конкурентные условия работы. Это указы президента, но они были соответствующим образом обеспечены и выполнены Минздравом. И это очень ощущается».

В качестве позитивных изменений, произошедших в последнее время, ректор РНИМУ им. Н.И. Пирогова отмечает также активное внедрение телемедицины. Это слово все еще непривычно слуху непрофессионала. Телемедицина – это не лечение больного на расстоянии, это – возможность для врача отдаленной больницы получать консультации ведущих специалистов в своей области. И если раньше подобная практика существовала разве что в столицах, в последние годы телемедицина активно внедряется во многих регионах России. Минздрав твердо намерен довести эту работу до закономерного итога, которым станет возможность для любого россиянина получить по месту жительства квалифицированную консультацию вне зависимости от сложности диагноза.

Но диагноз – полдела. Пациента надо вылечить, и для этого нужны качественные медикаменты. Импортные лекарства для многих россиян – непозволительная роскошь. Но сегодня в России наконец инициированы процессы, которые позволят в перспективе обеспечить больницы и аптеки менее дорогими, но не менее качественными отечественными аналогами.

«В России наконец-то появилась собственная фармакологическая промышленность. Мы много лет ведем научные исследования и постоянно имели претензии, что они не внедрялись. Ведь сам вуз не может внедрить свою разработку, для этого нужна фармакологическая компания. И они появились, — рассказывает Ректор РНИМУ Сергей Лукьянов. – Это очень-очень важно. То, что мы имеем реальное импортозамещение, реальное производство препаратов, медоборудования, технологии, означает для меня, что мы, ведя свои разработки, получили заказчика. У нас сейчас целый ряд разработок находится на стадии внедрения нашими российскими компаниями. Вплоть до сверхсовременных лекарств, не имеющих аналогов за рубежом. Это делает нашу работу интересной, яркой. Шесть лет назад ничего подобного не было совсем. Министерство здравоохранения сыграло огромную роль в выстраивании этой цепочки: от стола лаборатории через разработки опытных образцов, привлечение врачей, чтобы это разрабатывалось, внедрялось, и до компании, которая это внедряет».

Ректор отмечает, что если эта тенденция сохранится, то через несколько лет можно будет говорить о независимости России в вопросе обеспечения медикаментами. Сейчас некоторые препараты наша страна может только импортировать.

«Раньше это казалось неразрешимой проблемой, но сейчас я смотрю с оптимизмом. Просто вижу, как это меняется. Не буду называть компании. Наверное можно, но это будет рекламой», — с улыбкой говорит Сергей Лукьянов.

Принято считать, что россияне со средствами все же предпочитают лечиться в Германии, Израиле и других странах, где медицина общепризнанно считается лучшей в мире. Однако российские медицинские учреждения в последние годы стали вполне конкурентными на этом рынке, и это подтверждает возросший спрос.

«В ряде клиник у нас очереди стоят из иностранцев, причем из Западной Европы. У нас высокотехнологичная помощь, к примеру, трансплантация стволовых клеток крови при аутоиммунных заболеваниях, эндопротезирование, ряд клеточных технологий пользуется спросом. У нас филиал во Владимире, я знакомился с работой клиник, там клиники строят под экспорт медицинских услуг, с гостиницами, со всей необходимой инфраструктурой. И это не Москва! Это большое впечатление производит», — рассказал Сергей Лукьянов.

Ректор РНИМУ им. Н.И. Пирогова отмечает, что все перечисленные им позитивные изменения, наметившиеся в отечественной медицине за последние годы, произошли благодаря планомерной и четкой работе министерства здравоохранения. Отдельно Сергей Лукьянов отмечает руководителя ведомства Веронику Скворцову, которая за время пребывания во главе Минздрава смогла не только перестроить его работу, вывести ее на новый качественный уровень, но и добиться реализации тех реформ, которые повысили престиж медицинской профессии в России, и сделали отечественную медицину конкурентной на мировом рынке.

«Она является таким уникальным случаем – Вероника Игоревна специалист великолепный, врач профессиональный и одновременно организатор. Редко встречается такое сочетание. По сути, именно ее инициативы привели к значительному количеству позитивных изменений. Она прекрасно разбирается и в науке, и в медицине, и способна организовать команду, которая приводит к успеху. Я с волнением жду назначение нового министра, с надеждой, что она сохранит свой пост».


Когда этот материал готовился к публикации, на сайте Президента России появилось сообщение о подписании указов о назначении нового состава Правительства. Скворцова Вероника Игоревна назначена Министром здравоохранения Российской Федерации.


из открытых источников